УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЖКХ (УЭЭП)
Войти на сайт | Регистрация
УДК 378.14
Инженерное образование сегодня: проблемы модернизации
Плотникова Наталья Валерьевна, канд. техн. наук, доцент, заместитель декана приборостроительного факультета (КТУР), Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), nat_pl@mail.ru
Казаринов Лев Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, декан приборостроительного факультета (КТУР), Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), kazarinov@ait.susu.ac.ru
Барбасова Татьяна Александровна, канд. техн. наук, доцент кафедры автоматики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), barbasovata@susu.ac.ru
Аннотация
Рассматривается текущее состояние инженерного дела в России. На сегодняшний день это состояние является критическим, что свидетельствует о неудовлетворительном уровне инженерного образования в целом в нашей стране. Приводится понятие инженерного дела как области технической деятельности, рассмотрено развитие этого понятия в историческом аспекте, начиная с советского периода и до настоящего времени.С расширением и углублением научных знаний происходит профессиональная специализация инженерной профессии по дисциплинам. Услуги, оказываемые современными инженерными организациями, часто выходят за рамки традиционной инженерии в области реализации инженерных разработок. Все это приводит к необходимости пересмотра и модернизации концепции инженерного образования. Приведен обзор ряда предложений по модернизации инженерного образования. Предлагается способ формирования учебных планов на основе образовательных стандартов 3 поколения, позволяющий изменить общеинженерную и фундаментальную подготовку с учетом академического и прикладного бакалавриата.
Ключевые слова
инженерное образование, модернизация, формирование учебных планов
Литература
1. Арефьев, А.Л. Об инженерно-техническом образовании в России / А.Л. Арефьев, М.А. Арефьев – http://www.socioprognoz.ru/files/File/publ/Inkzenerno_technicheckoe.pdf.
2. Шутова, Л.А. Проблемы модернизации инженерного образования в России / Л.А. Шутова, А.И. Шутов. – http://kafedra.net.ua/ru/conferenses/2014/107-2014-04-25-14-25-13.html.
3. Похолков, Ю.П. Печально, но факт. Тезис о лучшем в мире российском образовании сегодня звучит неубедительно / Ю.П. Похолков. – http://www.poisknews.ru/theme/edu/923/.
4. Материалы экспертных семинаров-тренингов по теме «Состояние инженерного дела и инженерного образования в России» // Общероссийская общественная организация Ассоциация инженерного образования России (АИОР): [офиц. сайт]. – [М.]: Ассоц. инженер. образования России, [2003–2012]. – http://aeer.ru/events/ru/trainings.htm.
5. Огородова, Л.М. Инженерное образование и инженерное дело в России: проблемы и решения / Л.М. Огородова, В.М. Кресс, Ю.П. Похолков // Инженер. образование. – 2012. – № 11. – С. 18–23.
6. Похолков, Ю.П. Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации: проблемы, цели, вызовы / Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович // Инженер. образование. – 2012. – № 9. – С. 5–11.
7. Симоньянц, Н.П. Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности / Н.П. Симоньянц. – http://technomag.edu.ru/doc/699795.html.
8. Тимошенко, С.П. Инженерное образование в России / С.П. Тимошенко. – http://www.emomi.com/download/timoshenko_obrasovanie/#11.
9. Сапрыкин, Д.Л. Страницы истории. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы / Д.Л. Сапрыкин // Высш. образование в России. – 2012. – № 1. – С. 125–137.
10. Яминский, А.В. Инженерная элита России: понятие, концепция и школа совершенствования / А.В. Яминский, А.В. Мышаков. – http://technomag.edu.ru/doc/230463.html.
Источник
Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». – 2015. – Т. 15, № 1. С. 145-151. (Краткие сообщения)